Это тот случай, когда музей, расположенный далеко от центра столицы, собрал свои знаменитые ценности и привез их практически на Красную площадь — смотрите и наслаждайтесь приближением к великому искусству. На такой щедрый в своем благородстве поступок музей пошел неслучайно — это подарок москвичам на 105-летие «Архангельского».
Тему юбилейной встречи усадьбы с Москвой кураторы выбрали во всех смыслах фундаментальную — античность. «Здесь лежат корни этики и эстетики, поэзии и театра, философии и идеи Бога. Античные мотивы остаются вечной темой в искусстве, — рассказали «РГ» в музее-заповеднике. — Свою систему координат античность задала и продолжает поддерживать и в российской культуре».
«Москва — третий Рим, и мы как преемники должны знать, на что опираемся», — подчеркнула на открытии куратор выставки Ольга Нестерцева.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Произведения в стиле барокко, классицизма и романтизма, отражающие античные сюжеты собрал в Архангельском самый богатый и знаменитый из всех владельцев усадьбы князь Николай Борисович Юсупов-старший. Это было на рубеже XVIII и XIX веков, когда многие искали в античности ответы на острые вопросы того времени. Спустя два с лишим столетия вопросы остались прежними, и мы по-прежнему ищем на них ответы в древности.
«Встречать коллекцию Юсуповых в наших стенах — большая радость, — говорит начальник выставочного отдела «Зарядья» Дмитрий Шишкин. — Вечные истины античности заложили основу и стали источником для нашего самостоятельного национального осмысления и самобытного культурного развития».
Что именно можно увидеть в «Зарядье»? Артефакты Древнего Рима I века до н.э. — III века, гравюры Джироламо Караттони и Франческо Пиранези, скульптуру Антонио Кановы и Пьетро Тенерани, живописные полотна Якоба Филиппа Хаккерта, Паоло Пагани, Помпео Батони, мастерской Антониса ван Дейка и многих других. У поклонников европейского искусства здесь точно вскружиться голова.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Из эксклюзивного — «Орфей» Луи Гоффье, это единственная картина знаменитого французского портретиста и исторического живописца в российском музейном фонде. Показательный сюжет из биографии художника — изображая суровые античные нравы, сам он был человеком нежным и ранимым, и больше всего на свете любил свою жену. После ее смерти он смог прожить всего пару месяцев. Гоффье умер в 39 лет.
На выставке в «Зарядье» впервые полностью представлены фрагменты росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане, выполненных Джованни Оттавиани по рисункам Гаэтано Cаворелли и Пьетро Кампорези. И это, без сомнений, отдельное событие внутри большого проекта, в самом центре Москвы сокровища Ватикана гостят нечасто.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Всего на выставке представлено более 130 предметов. Здесь же, в «Зарядье», работы современных художников Алексея Морозова, Егора Острова и Антона Чумака, для которых античность и русская культура понятия не взаимоисключающие, а как раз наоборот. «У нас получилось построить школу античности: она начинается от древних реликвий и продолжается вплоть до наших дней, отдельные произведения современных авторов инкрустированы в экспозиционное полотно», — объяснила главный замысел проекта его сокуратор Анна Малик-Короленкова. Все остальные идеи выставки помогают понять отрывки из произведений русской литературы и исследований — без них неподготовленному зрителю в предложенной системе координат сориентироваться было бы тяжело.
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
Выставка «Античность. Система координат» работает до 4 августа.
Справка «РГ»
Начало музею в усадьбе было положено князем Н.Б. Юсуповым. Коллекции живописи, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, многотомная библиотека бережно сохранялись его потомками. Завещание, написанное в 1900 году последней владелицей усадьбы княгиней З.Н. Юсуповой, сыграло важную роль в становлении музея:
«… В случае внезапного прекращения рода… все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…»
Фото: Музей-заповедник «Архангельское»
В годы революции бывшие служащие имения по собственной инициативе взяли усадьбу под опеку, добились предоставления охранной грамоты от Военно-Революционного Комитета Москвы на дворец и его коллекции. 23 октября 1918 года вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 года в усадьбе был открыт музей.
Афиша «РГ»
Музей-заповедник «Архангельское» отметит свою юбилей 1 мая. Обещают выступления оркестра саксофонов, танцевальный перформанс, детский кукольный спектакль, пленэр и необычный кинопоказ. Также в этот день стартуют летние экскурсии на электрокарах. Праздник начнется в 12:00 с торжественной церемонии поднятия флага на Верхней террасе Дворца.