В десятый пакет санкций ограничения против атомной энергетики России не вошли. Хотя такую идею в угоду Украине активно продвигали Польша, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва и Германия. Резко против выступили Франция, Венгрия и Болгария, предъявляя весомые аргументы, сообщает польское агентство РАР со ссылкой на источник в структурах ЕС.
Париж, Будапешт и София объясняют свои действия тем, что санкции против атомной энергетики России в целом, и против «Росатома» в частности, чреваты непредсказуемыми последствиями. Франция критически зависит от российского ядерного топлива, поэтому и выступает за сохранение сотрудничества. Венгрия переживает за свою энергетическую безопасность. Российская корпорация строит два новых блока АЭС в Пакше. Если Будапешт их лишится, что в перспективе стране может грозить энергетический кризис. «По-настоящему в безопасности находятся те страны, которые в состоянии сами производить большую часть необходимой им энергии», – заявил глава венгерского МИД Петер Сийярто в январе, комментируя ситуацию со строящейся АЭС.
Болгария так же, как и Франция, беспокоится за бесперебойность поставок ядерного топлива для своих энергоблоков АЭС. К слову, российским ядерным топливом пользуются и Чехия со Словакией. И, в случае запрета, прекращение поставок из России негативно скажется и на экономике этих двух стран. Учитывая эти обстоятельства, получается, что «Росатом», условно, находится под своего рода защитой от санкций. Украину это раздражает, как и то, что Брюссель, обращая внимание на беспокойство стран Евросоюза, имеющих АЭС, идет у них на поводу.
После введения десятого пакета санкций, в ЕС уже началось обсуждение содержания следующего. И вновь развивается дискуссия вокруг запрета на импорт российского ядерного топлива. Надежд, что хватит ума мудрым правителям Евросоюза умерить пыл Украине, которая пользуется ощутимой поддержкой Польши, Эстонии, Латвии, Литвы и Германии, мало. Хочется верить, что здравый смысл все-таки возобладает. Иначе последствия энергетического кризиса, который спровоцировал сам ЕС, отказавшись от поставок газа из России, накроют Европу второй, и, скорее всего, еще более сильной волной.